международный медицинский портал - новости медицины в медицине, лечение, болезни, народные методы и лекарства    




Разделы сайта

Поиск по сайту
Пользовательского поиска



Главная > Массаж > Основы массажа > Массаж как лечебное средство



Массаж как лечебное средство

Массаж как лечебное средство возник наряду с другими видами народной медици-
ны в глубокой древности. По мнению одних авторов, понятие массаж, происходит от ла-
тинского слова massa – прилипающее к пальцам, по мнению других от греческого masso
- сжимать руками; не исключено, что в основе его лежит арабское слово mass или masch
- нежно надавливать. Все эти термины, каждый по-своему, в некоторой степени правиль-
но отражают сущность массажа.
О том, что массаж был знаком первобытным народам, говорят сведения о примене-
нии массажа народами, обитавшими на островах Тихого океана. Широко был распространен
массаж и среди народов Индонезии. Он применялся в виде общего или местного воздейст-
вия и включал такие приемы как разминание, раздавливание (давление), трение и погла-
живание.
Массаж в своем изначальном виде, т.е. как простое трение, поглаживание,
возник как лечебное средство на заре развития человечества. Люди, не имея других
средств воздействия, в различных жизненных ситуациях прибегали к единственному сред-
ству, которое было им доступно, – к рукам. Так по преданиям, люди, стремясь облег-
чить боли, производили растирание и поколачивание места травмы. Во многих известных
древнейших сочинениях и рукописях говорится о приемах, которые мы теперь относим к
массажу, т.е. трение, разминание, поколачивание, широко применялись с гигиеническими
или лечебными целями.
В древнеиндийских медицинских трактатах, объединенных под названием «Аюрведы»
(«Знание жизни»), подробно описаны приемы массажа. Большой известностью пользовались
в Древней Индии труды Сушруты. Являясь основоположником индийской хирургии Сушрута
подробно рассказывает о трении (растирании), давлении (разминании) как разновиднос-
тях массажа, дает показания к применению этих манипуляций при различных недугах. В
специальных указаниях, адресованных массажистам, предъявляются требования не только
уметь выполнять массаж, но и добиваться совершенства, уделять большое внимание лич-
ной гигиене. В течение многих тысячелетий брамиды Древней Индии использовали массаж,
телесные упражнения и дыхательную гимнастику при лечении различных заболеваний.
Китайцы заимствовали массаж у индусов, включая растягивание суставов. О
массаже у китайцев упоминают Hul, Pauthier, Davis, Haussmann и многие другие евро-
пейцы. Китайцы растирали руками все тело, слегка нажимали на отдельные мышцы и вытя-
гивали все суставы Вытягивание сопровождалось пощелкиванием. Lepage (1813) в своих
исследованиях китайской медицины отмечал, что массаж – это особый вид манипуляций,
состоящий в том, что различные суставы тела нежно и тихо растирают или разминают
сжатыми кулаками и вытягивают с достаточной силой отдельные члены (сочленения).
В Индии и Китае массаж выполнялся священослужителями. В эти далекие времена
уже существовали школы, в которых преподавались массаж, гимнастика и механотерапия.
Считают, что профилактическая медицина зародилась в Древнем Китае. Китайцы
много внимания уделяли профилактике болезней. Афоризм «…настоящий врач не тот, кто
лечит заболевшего, а тот, кто предотвращает болезнь» – принадлежит китайцам. Они
широко пропагандировали телесную гигиену, гидротерапию, диететику, гимнастику,
массаж. В VI в. до н.э. Бянь Цяо в книге «Нань цзин» («О трудном») уделяет большое
внимание лечебному массажу.
С.Dally так описывает применение массажа индусами. Когда Александр
Македонский вступил в 327 г. до н.э. в Индию, его воины страдали от укусов змей.
Индусы, брамиды (массажисты) лечили от укусов удивительными средствами, в том числе
и массажем, который они называли Schampioing.
Кулачным бойцам перед началом боя выполняли массаж следующим образом. Боец
садился на корточки на землю, подобрав ноги, другой боец растирал его глиной, затем
разминал мышцы рук, груди, спины, живота, бедер. Один или два человека давили мышцы
поперек их волокон. Затем боец ложился на живот, а другой становился ему на спину и
медленно разминал ее голыми ногами.
При заболеваниях все тело больного нежно разминали, начиная с верхних конеч-
ноcтей и спускаясь вниз. Затем проводили активно-пассивные движения.
В VI в. н.э. впервые в мире в Китае был создан государственный медицинский
институт. Здесь учащиеся, специализирующиеся в лечении различных заболеваний,
изучали как обязательную дисциплину лечебный массаж. В Древнем Китае почти во всех
провинциях имелись врачебно-гимнастические школы, где готовили врачей – «таоссе»,
практикующих массаж и врачебную гимнастику. Такие врачебно-гимнастические учрежде-
ния являлись оздоровительными центрами.
В ХIV в. в Китае издается в 64 томах энциклопедия «Сан-Тсай-Ту-Госи». В этой
энциклопедии систематизированы массажные приемы – раcтирание, разминание, покола-
чивание, вибрация, пассивные движения, изложены техника и методика древнего китай-
ского массажа.
Массаж был известен также в Древнем Египте, Абиссинии, Ливии и других стра-
нах за 12 веков до н.э. Об этом свидетельствуют изображения различных массажных
манипуляций на папирусах и алебастровых рельефах, украшавших царские дворцы.
В письмах Мукаллима (XIV в. до н.э.), врачевателя при храме близ Ниппура
(Древняя Месопотамия), имеются рекомендации по массажу и втиранию масел при травмах
и заболеваниях.
В 1841 г. при раскопках захоронений египетского полководца был найден папирус
с изображением приемов массажа – поглаживания икроножной мышцы, растирания стопы,
поколачивания ягодиц и спины.
Savary (1870 г.) в своих письмах о Египте так описывает применение бани и
массажа: «моющийся проходит целый ряд нагретых комнат, в последней, очищают, жмут
и разминают с необыкновенной тщательностью, члены его вытягивают и заставляют щел-
кать суставы».
Из Египта массаж вместе с «умащиванием» (растиранием) маслами и мазями,
широким использованием баней переходит в Древнюю Грецию, где в сочетании с гимнасти-
кой составляет один из важнейших отделов искусства врачевания. Величайшие врачи
Древней Греции считали массаж обязательным элементом эллинской культуры. Геродиос
был первым пропагандистом массажа для больных и здоровых людей (484-425 г.г. до н.э.).
Он сам ежедневно массировался, проделывал телесные упражнения и имел отменное здо-
ровье.
В поэмах Гомера рассказывается о том, как Цирцея в бане умащивала Одиссея
маслами и растирала его мазями, а женщины разминали тела воинов перед сражениями.
Евриклея делает массаж Одиссею. Она узнает царя Одиссея, вернувшегося домой на Итаку,
по рубцу от кабаньего клыка – следу былой охоты. Одиссей зажал ей рот рукой, чтобы
Пенелопа не услышала ее радостного крика. Сзади к Одиссею подходит свинопас Евмей,
накрытый мохнатой шкурой и тоже узнает хозяина. У ног Одиссея – его верный старый
пес Арг.
Во времена Гиппократа массаж использовался с гигиенической и лечебной целями
(при заболеваниях суставов и вывихах). Так, Гиппократ писал: «сочленение может быть
сжимаемо и расслаблено массажем. Трение вызывает стягивание или расслабление тканей,
ведет к исхуданию или полноте, сухое и частое трение стягивает, а мягкое, нежно и
умеренное утолщает ткани». Широко пропагандировал массаж Орибаз, живший во времена
императора Юлиана. Массаж (или апотерапия) в Древней Греции, как правило, проводил-
ся в банях в сочетании с телесными упражнениями активного или пассивного характера,
натиранием маслами и мазями.
У древних греков бани были посвящены Геркулесу.
Греческий хирург Antyllos в своем сочинении о гимнастике описывает и мас-
саж. Весьма подробно занимался массажем, или апотерапией, Oribasii. В своей книге
он описывает практические приемы массажа и гимнастики.
Греческие врачи (Акслепиад и его ученики) открыли в Древнем Риме свои школы
массажа. Акслепиад (128-56 г.г. до н.э.) делал массаж на сухой и с маслами, сильный и
слабый, кратковременный и продолжительный; Цельс рекомендовал растирания для удале-
ния отложений и выпотов в тканях.
В период римского владычества применение гидротерапии и массажа с профилакти-
ческой и лечебной целью достигает особенно широких масштабов. Во всех городах, где
обосновались римляне, строились комфортабельные бани, так называемые «термы» (греч.
thermos – горячий). О масштабах водолечения могут дать представление термы Каракаллы
или Диоклетиана, где одновременно могли пользоваться процедурами до 3500 человек.
В термах римляне для сохранения стройности, изящества и красоты тела купались в бас-
сейнах и ароматических ваннах. Здесь же они принимали массаж, делали маникюр, педи-
кюр, занимались гимнастикой.
В термах были устроены комнаты, специально предназначенные для манипуляций
(массажа). В одной из таких комнат, называемой «трепидариум», рабы сначала разминали,
растирали бальзамами тела купающихся и заставляли их проделывать различные гимнасти-
ческие упражнения, подготавливающие к массажу. Затем настоящие массажисты массирова-
ли все тело и особенно суставы.
Знаменитый Гален, главный врач школы гладиаторов в Пергаме (131-201 г.г.
н.э.), выделил девять видов массажа. Он описал методику поглаживания, растирания и
разминания мышц. Римляне придавали большое значение растираниям всего тела. И врачи
пропагандировали этот прием массажа в повседневной жизни.
По свидетельству Галена, Цельс (30 г. до н.э. – 45 г. н.э.) составил многотом-
ную (боле 20 томов) энциклопедию «Artes»(«Искусство») на латинском языке. В восьми
томах (VI-XIII), посвященных медицине, большое место уделено гигиене (водным процеду-
рам, бане), диетике (питанию), терапии, хирургии, массажу, физическим упражнениям и
пр. Цельс был широко образованным человеком своего времени, для создания энциклопе-
дии он привлек большой штат переводчиков и копиистов, которые переводили многочислен-
ные труды по философии, медицине, риторике, праву, военному делу греческих, алексан-
дрийских, индийских, китайских и других авторов.
X и XI века стали расцветом арабской медицины. Выдающиеся представители вос-
точной медицины Разес Ар-Рази (850-929 г.г.), Абу Али Ибн-Сина (980-1037 г.г.) на основе
трудов Гиппокрота, Галена и других предшественников разработали оригинальные методы
лечения больных. Сочинения Авиценны «Канон врачебной науке» и «Книга исцеления» полу-
чили широкую известность на Востоке и Европе. В трудах Авиценны подробно описаны мас-
сажные приемы, гимнастика, диета. Представление о восточном массаже может дать и
«Канон врачебной науки» Авиценны. Идеи арабских ученых получили распространение в
соседних странах – Персии, Турции, Хиве, Бухаре, Армении, Грузии, где массаж проводили
в общественных банях.
Развитие массажа в странах Малой и Средней Азии определило своеобразное на-
правление в его технике и методике, отличающейся от методики Древней Греции, Рима,
Египта, и получивший название «восточный массаж».
Путешественники по Востоку с восторгом описывали высокое наслаждение, кото-
рое доставляет восточная баня в сочетании с массажем.
T. Reveillon описывает в 1869 г. (по Т. Готье) способы и манипуляции (мас-
саж), употребляемые в турецкой бане: «феллах надевает на руку перчатку из верблюжьей
кожи и трет нам сначала руки, потом ноги и, наконец, туловище, затем черпает из
бассейна теплую воду и обливает ваше тело. Когда вы немного обсохли, он вновь расти-
рает ваше тело голыми руками, затем вновь обливает. Затем он (феллах) начинает вас
хлестать и тереть длинными пучками пакли, обмокнутой в мыльную пену… После этого за-
ворачивает в простыню и укладывает на ложе, где вас массируют два маленьких мальчика.
Затем пьете кофе с лимоном и льдом».
Массаж хорошо известен также и на островах Тихого океана. Историк Фотстер,
сопровождавший Кука, вот как описывает применение массажа: «Для избавления вас от
усталости растирают ваши руки и ноги, нежно проводя между пальцами наши мышцы.
Действие их было в высшей степени благотворно и вполне восстановило наши силы».
Мы встречаем описание массажа в книге Gazette des hopitanx (1839 г.). Так,
на острове Туга (Океания) массаж выполняли следующим образом: «Когда, кто чувствует
себя усталым от ходьбы или от другого какого-либо напряжения, то ложится и несколько
его слуг (женщин) проделывают над ним различные манипуляции, которые известны под
названием toogi-toogi, mili и fota. Первое из этих слов обозначает легкое поколачива-
ние тела кулаками, второе – трение ладонью, третье – надавливание и тискание кожных
покровов пальцами (т.е. разминание). Для снятия они воздействовали только на руки и
ноги. При головных болях – массировали лоб и волосистую часть головы. Или страдающий
ложился на траву и заставляет троих или четверых маленьких детей топтать его спину
ногами».
В своем дневнике знаменитый русский путешественник Н.Н. Миклухо-Маклай так
описывает массаж туземцев в Новой Гвинее: «Девочка подошла ко мне и, схватив обеими
руками мою голову, стала сжимать ее периодически изо всех сил. Я предоставил свою
голову в полное ее расположение. Давление перешло в растирание кожи головы двумя
пальцами, причем массажистка выдавливала растираемое место насколько могла. Когда
правая рука ее устала, она стала делать это левой, причем я заметил, что сила паль-
цев ее левой руки ничуть не уступала силе правой. Ощущение было приятное: я при этом
как-то перестал чувствовать боль и даже на подумал о кокосовом масле и охре, которыми
были смазаны ее руки».
По описанию путешественников, массаж в качестве лечебного средства применял-
ся туземцами различных племен Южной Африки. Этот массаж в ряде случаев напоминал
жестокую пытку, но, по уверению массируемых, приносил им облегчение.
В доколумбовой Америке у ацтеков Перу врачеватели (колеуальа) широко исполь-
зовали массаж (в виде растирания) с обезболивающими растительными средствами.
А.С. Пушкин во время своей поездки в Арзум в 1829 г. описал восточный массаж,
который он испытал на себе в Тифлисских банях: «Гассан… начал с того, что разложил
меня на теплом каменном полу, после чего начал ломать мне члены, вытягивать суставы,
бить меня сильно кулаком; я не чувствовал ни малейшей боли, но удивительное облегче-
ние.
Азиатские банщики приходят иногда в восторг, впрыгивают вам на плечи, сколь-
зят ногами по бедрам и пляшут на спине вприсядку… После сего долго он тер меня шер-
стяной рукавицей и, сильно оплескав водой, стал умывать намыленным полотняным пузы-
рем. Ощущение неизъяснимое: горячее мыло обливает вас как воздух!.. Шерстяная рука-
вица и полотняный пузырь непременно должны быть приняты в русской бане: знатоки бу-
дут благодарны от такого нововведения.
После пузыря Гассан отпустил меня в ванну, тем и кончилась церемония».
А вот что написал в своих мемуарах прославленный генерал Н.Н. Муравьев-
Карский после посещения бани на Кавказе: «Вышедши из воды, я велел банщику мыть
себя и ломать по их обыкновению. Они сие чрезвычайно ловки делать всячески коверкуют,
так что ребра и все кости трещат; стучат себя кулаками и, положа на спину, прыгают
на ноги и на грудь и скользят на пятках по мокрому телу. Я держал свои кулаки на
готовности, чтобы истребить банщика, если меня ушибет, но они проворно и ловко сие
делают, что я только мог хохотать с товарищами».


Рассказать в соц сетях:





Из этого же раздела
МАССАЖ (общие правила)
ДВИЖЕНИЯ ПРИ МАССАЖЕ
Сеанс массажа.
СОТРЯСАЮЩИЕ ПРИЕМЫ
Чувствительность кожи к мазям
ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ – Ударные приемы
Развитие классического массажа
ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ – Встряхивание
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Гигиенические основы массажа.


Вверх страницы


Обратная связь