международный медицинский портал - новости медицины в медицине, лечение, болезни, народные методы и лекарства    




Разделы сайта

Поиск по сайту
Пользовательского поиска



Главная > Гении медицины > Зарубежные > Анри Бергсон



Анри Бергсон, биография

Анри Бергсон

Анри Бергсон
Годы жизни: (1859-1941)

Анри Бергсон родился 18 октября 1859 года. Его отец Мишель Бергсон был композитором и музыкантом, профессором Женевской консерватории. Анри Бергсон получил классическое образование, соответствующее кругу французской интеллектуальной элиты. В 1878 он окончил лицей Кондорсе в Париже и поступил в Высшую нормальную школу. После окончания в 1881 году Высшей школы Бергсон преподавал в лицее города Анжера. В 1883 году он получил место на кафедре философии в лицее Блеза Паскаля в Клермон-Ферране.

В это время Бергсон занимался переосмыслением понятия времени и разработал концепцию «чистой длительности», изложенную им в первом крупном труде «Опыт о непосредственных данных сознания», изданном позже, в 1889 году. Полемизируя с теориями психологического детерминизма и психофизики, он описывает человеческое сознание как непрерывно изменяющуюся, творческую реальность, как поток, в котором мышление составляет лишь поверхностный слой, подчиняющийся потребностям практики и социальной жизни. В глубинных же своих пластах сознание, по его мнению, может быть постигнуто лишь усилием самонаблюдения и интуицией. Интуицию Бергсон противопоставляет интеллекту, полагая, что интеллект — это орудие оперирования с материальными, пространственными объектами, тогда как интуиция дает человеку возможность схватывать суть «живой целостности» вещей, явлений.

В 1896 году Анри Бергсон написал работу «Материя и память», в которой показал, что материя и сознание, тело и рассудок — это явления, реконструированные самим рассудком из фактов непосредственного опыта, той первичной интуиции, которая открывает нам нераздельную движущуюся непрерывность. Основу познания составляет чистое восприятие, но в реальном познавательном процессе оно всегда взаимодействует с памятью, и этот процесс образует различные уровни, «планы» сознания.

Теория памяти имеет большое значение в творчестве Бергсона. Он говорил, что понятием «память» обычно объединяют две радикально отличные вещи, и подробно рассматривал это различие. Причину этого он видит в двух различных формах переживания прошлого.

Во-первых, оно существует в виде двигательных механизмов. Объяснял это Анри Бергсон следующим образом. Например, о человеке говорят, что он помнит стихотворение, если может повторить его наизусть, т.е. если он приобрел некоторую привычку или механизм, позволяющие ему повторить ранее проделанное действие. Но он мог бы, по крайней мере теоретически, быть способным повторить стихотворение, и не помня тех предыдущих случаев, когда он его читал. Таким образом, этот вид памяти не включает осознания прошедших событий.

Второй вид, который, по мнению Бергсона, только один и заслуживает названия «памяти», представлен воспоминаниями тех отдельных случаев, когда человек читал стихотворение. Каждый такой случай не похож на другие случаи и связан с определенной датой. Это не вопрос привычки, ведь каждое событие происходило только однажды и произвело впечатление сразу. Предполагается, что каким-то образом все, что когда-нибудь с нами случалось, помнится, но, как правило, доходит до сознания только то, что полезно. Кажущиеся провалы в памяти, как доказывает Бергсон, являются в действительности провалами не психической памяти, а моторного механизма, вводящего память в действие. Эта теория была подтверждена физиологами, а также клиническими случаями потери памяти, из которых, как утверждает Бергсон, следует, что истинная память не является функцией мозга.

В 1888 году Бергсон переехал в Париж, где стал преподавать вначале в лицеях Людовика Великого и Генриха IV, затем в Коллеж Роллен (1889-1900) и Высшей нормальной школе.

В 1900 году Бергсон был избран профессором Коллеж де Франс. Его лекции вызывали огромный интерес у образованной публики, на них же основывается и его главный труд — «Творческая эволюция», изданный в 1907 году. «Творческая эволюция» принесла Бергсону славу не только ученого, но и писателя, и в 1927-м он получил Нобелевскую премию по литературе.

В этой работе Бергсон показал картину эволюционного процесса, метафорически названного «жизненным порывом». Развертывание этого процесса приводит к возникновению и развитию жизни на Земле; главные линии эволюции — инстинкт и интеллект. Бергсон утверждает, что сознание и жизнь принципиально недоступны позитивной науке, которая ограничена сферой «неорганизованной материи» и может постигать лишь отношения между вещами. Следует же опираться на непосредственное видение вещей, на интуицию, и в конечном итоге совокупность интуиций должна дать целостное представление о реальности.

Бергсон понимал эволюцию как творческий процесс. Побуждение к действию, неопределенное желание существует заранее, но пока желание не удовлетворено, невозможно знать природу того, что удовлетворит это желание. Так, Бергсон приводил пример того, как происходит процесс творческой эволюции. Мы, писал он, можем предполагать наличие у лишенных зрения животных некоторого смутного желания, чтобы быть осведомленными об объектах до соприкосновения с этими объектами. Отсюда усилия, которые в конце концов привели к созданию глаз. Зрение удовлетворило это желание, но заранее зрение нельзя было представить. На этом основании эволюцию нельзя предсказать, и детерминизм не может служить средством опровержения защитников свободы воли.

Рассматривая главные линии эволюции, Бергсон сравнивал их, причем это сравнение было явно в пользу инстинкта. Интеллект, по его мнению, — это несчастье человека. Различие между интеллектом и инстинктом является основным в психологии Бергсона. Инстинкт в своем лучшем проявлении называется интуицией. Интеллект, разделяющий вещи, согласно Бергсону, — это род сна: он не активен, как должна быть вся наша жизнь, но чисто созерцателен. Когда мы спим, говорил Бергсон, наше «Я» рассеяно, наше прошлое разбито на куски; вещи, которые в действительности взаимопроникают друг в друга, кажутся отдельными твердыми телами.

Интеллект в творчестве Бергсона связан с пространством, а инстинкт или интуиция связаны с временем. Одной из наиболее примечательных черт его психологии является то, что, в отличие от большинства мыслителей, он рассматривает время и пространство как принципиально различные субстанции. Пространство — это характеристика материи, оно в действительности иллюзорно, полезно в некоторой степени на практике, но вводит в заблуждение в теории. Время, наоборот, есть существенная характеристика жизни или разума. Но время, о котором говорится, — это не математическое время, не однородное собрание взаимно внешних моментов. Математическое время, согласно Бергсону, есть на самом деле форма пространства; время, являющееся сущностью жизни, он называет длительностью. Понятие длительности — одно из основных в его учении.

В дальнейшем Бергсон развивал свои идеи, выпустил большое количество статей и книгу, посвященную теории относительности Альберта Эйнштейна. Он также читал курсы лекций в США, Англии, Испании. В 1914 году Бергсон был избран президентом Академии моральных и политических наук и членом Французской академии наук. В период Первой мировой войны Бергсон проявил себя на дипломатическом поприще в Испании и США.

В 1922 году Анри Бергсон стал первым президентом Международной комиссии по интеллектуальному сотрудничеству. В конце 1920-х годов из-за болезни он постепенно отошел от практической деятельности и целиком посвятил себя научному творчеству.

В этот период своей жизни Бергсон разрабатывал этико-религиозную концепцию, изложенную им в «Двух источниках морали и религии» в 1932 году. В этой работе он противопоставлял два типа обществ: закрытое, стремящееся к самосохранению и опирающееся на принципы авторитаризма и насилия, и открытое, воплощенное в великих личностях — моральных героях, христианских мистиках и т.п. С этими обществами Бергсон связывал два типа морали и религии — статический и динамический. Возможность дальнейшего прогресса человеческого общества Бергсон видел лишь в открытом обществе, в динамической морали, выделяя в качестве главных принципов любовь к человечеству, «дух простоты», отказ от искусственных потребностей, вызванных преимущественным развитием тела человечества в ущерб его духовной культуре.

Анри Бергсон умер 4 января 1941 года. Его воззрения можно определить как генеральное возражение против материалистически-механистического и позитивистского направления науки. Наиболее важно его учение об интенсивности ощущений, о времени, о свободе воли, о памяти в ее соотношении со временем, о творческой эволюции и роли интуиции в постижении сущего. Его стремление построить картину мира, которая по-новому объясняла бы эволюцию природы и развитие человека в их единстве, сыграло значительную роль в развитии европейской общественной мысли.


Рассказать в соц сетях:





Из этого же раздела
Уильям Джемс
Иоганн Петер Франк
Шандор Ференци
Джордж Александр Келли
Шарль-Роберт Рише
Филипп Пинель
Зигмунд Фрейд
Карл Абрахам
Альфред Адлер
Беррес Фредерик Скиннер


Вверх страницы


Обратная связь